Любая вещь хранит в себе воспоминания, они могут появляться в нашей жизни став подарком, желаемой покупкой или случайной находкой. Вещи становятся свидетелями событий, происходящих с нами. Впоследствии они могут стать частью прошлого или быть предметом воспоминаний о каком-либо человеке из нашего окружения, сопровождавшего нас на определенном этапе жизненного пути.
Иногда, заглянув в сумку человека и посмотрев на её содержимое, можно сказать о профессии, увлечениях, личности хозяева. В русской литературе существует пример, когда подобному опыту посвящено произведение.
Авторский проект «Чемодан» представляет собой серию фотоиллюстраций одноимённого сборника рассказов Сергея Донатовича Довлатова (1941 — 1990), русского писателя и журналиста.
Довлатовская проза известна своей документальностью и автобиографичностью. Несмотря на то, что каждый из восьми рассказов является цельным произведением, однако их объединяет очевидное общее — они продукт личных воспоминаний автора.
Сергей Довлатов эмигрировал из СССР в 1978, сначала в австрийскую столицу, а через год, получив американскую визу, поселяется в Нью-Йорке. И вот спустя несколько лет после эмиграции на другой материк, в страну с другой культурой и менталитетом, он обнаруживает «забытый» чемодан, в который вместил всё своё имущество, взятое с собой в безвозвратное путешествие.
«Я оглядел пустой чемодан. На дне — Карл Маркс. На крышке — Бродский. А между ними – пропащая, бесценная, единственная жизнь». — пишет Довлатов в предисловии к своему сборнику рассказов «Чемодан». Чтобы донести, о чём книга, хватит одной этой цитаты.
Рассказывая о том, что нашёл эмигрант в своём чемодане, Довлатов повествует о своих друзьях и родных, работе в газетных редакциях, различных случаях и ситуациях, с которыми столкнулся. Он делится с читателями своими переживаниями, успехами и неудачами, размышлениями, позволяя «считать» свой характерный портрет через предметы одежды, каждый из которых имеет свою историю.
Проект «Чемодан» — десять цветных фотографий, снятых в квадратном формате, что связано с прямой темой исследования — симметрией. Композиция во всех кадрах выстроена центрально, акцентируя внимание на главном «герое» каждого из рассказов.
Например, работа, посвящённая рассказу «Офицерский ремень», представляет собой натюрморт, который можно смело назвать «портретом» вещи.
«И только ремень всё ещё цел» — финальная фраза в рассказе, в которую автор вмещает свои размышления о людях, с которыми он взаимодействовал, находясь в должности тюремного надзирателя, куда попал по распределению после армии, думая о судьбе тех, с кем работал, кого и от кого охранял.
Важно отметить, что несмотря на то, что предмет каждого рассказа – элемент мужского гардероба, автор проекта обращается не только к натюрморту, как к классическому жанру работы с предметами, а к нескольким жанрам фотографии, что помогает шире взглянуть на содержание книги и проиллюстрировать её.
Помимо прямого изображения самих предметов гардероба (креповых финских носков, номенклатурных перчаток, приличного двубортного костюма, офицерского ремня, куртки Фернана Леже, поплиновой рубашки, зимней шапки и шоферских перчаток), составляющих «скелет» содержания книги, автор фотопроекта также создал портрет самого рассказчика-эмигранта и его чемодана.
Сборник рассказов «Чемодан» Сергея Довлатова был издан в 1986 году в Соединённых Штатах Америки, и только через пять лет на родине писателя.
Последние несколько лет из-за мировой ситуации эмиграция опять приобрела статус насущного вопроса, и «Чемодан» Сергея Довлатова вновь стал актуален. Переживания автора, которые несут в себе рассказы о простых бытовых вещах, находят активный отклик у нынешних читателей.